СОШ №56 Средняя общеобразовательная школа №56

Памятки

Гендерное воспитание

Цель.  Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

С чего начинается гендерное воспитание

Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, в связи с этим ввели понятие «гендер» (означает род). Само по себе это понятие подразумевает под собой традиционное воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения мальчиков и девочек, особенности психологии в соответствии с полом. В основе такого разделения по признакам пола лежит психофизиология. Родители сами с самого раннего детства приводят в действие механизм гендерного воспитания. Итак, девочки. С самого детства девочки проявляют «материнский инстинкт», выражающийся в интересе к куклам, к другим малышам, к коляскам. Их, прежде всего, интересует человек, его взаимоотношения с другими людьми. Для них характерно проявление интереса к быту (посуда, мебель, еда). Так сложилось, что девочки больше общаются с мамами, сильнее привязаны к ним. У них сильнее развито непроизвольное внимание, они легче поддаются внушению, они поддаются эмоциям. Родители покупают им «девчачьи» игрушки: куклы, посудка, коляски, мебель. Тем самым, развивая в них то, что уже заложено природой.

Представители мужского пола обладают большей физической силой, выносливостью, стойкостью. С детства они больше привязаны к отцам, от них перенимают мужские качества. Мальчишки больше интересуются машинками, гонками, солдатиками, воинами и др. С детства они видят, как папы выполняют мужскую работу по дому: чинят, забивают гвозди, меняют водопровод и так далее. Непроизвольно весь труд разделяют на мужской и на женский. Сами родители учат мальчишек быть защитником для сестры, мамы, подруги. Родители покупают мальчикам машинки, автодороги, детские строительные инструменты, воинов и так далее, что само по себе приводит к разделению в воспитании. В обществе так сложилось, что существует воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения и отношения.

Именно с раннего детства, с подбора цвета белья и покупки игрушек, с выбора игр начинается гендерное воспитание. Многие родители сами того не подозревая используют основы гендерного воспитания. Именно с семьи все и начинается.

Судить о том хорошо это или плохо, нужно это или нет судить каждому родителю, но факт, что такие элементы гендерной педагогики существуют, отрицать никто не станет. Так сложилось исторически, это прочно засело в сознании человечества и изменить это не в силах никто.

Семья — главный фактор

в становлении гендерной идентичности ребенка

Уважаемые родители!

В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи.  По-разному происходит и полоролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, — женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой. Поэтому проблема формирования половой идентичности напоминает о необходимости её решения в интересах подрастающего поколения. И именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку,
  • От характера родительских установок,
  • От привязанности матери к ребенку,
  • От привязанности ребенка к матери,
  • От роли отца в воспитании ребенка,

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е. присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек – в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.

Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует полоролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.

 

 

 

Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

Рекомендации по воспитанию девочек

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные  отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, — что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

 

 

 

Рекомендации по воспитанию мальчиков

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам  нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЕТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика.

Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Мужские и женские роли в семье

Природа уверенно распределила мужские и женские роли в семье, и хотя, они отличаются по функциям, однако по значимости они абсолютно равны. Мужская роль включает в себя главенство в семье, функции защитника и кормильца. А женская роль заключается в том, чтобы быть превосходной женой, матерью и хозяйкой в доме. С ведением домашнего хозяйства и материнством проблем нет – все понимают верно эти понятия и функции. А вот с ролью жены несколько сложнее, она состоит в том, чтобы поддерживать, понимать и принимать своего мужа, вдохновлять его на успех и быть верным помощником.

Самый эффективный вид сотрудничества во всех сферах деятельности человека – это разделение обязанностей (ролей), это же касается и семьи. Если каждый из супругов знают и успешно справляются со своими ролями, то семья обречена на успех. Проблемы начинают возникать тогда, когда муж или жена, или оба не имеют желания исполнять свои функции, пытаются осилить чужие, или вмешиваются в роли другого. Безупречная жена строит карьеру в семье. Её роль исключительно женская, заключается в поддержании мужа, помощи в исполнении его функций, но не делать за супруга его работу.

Эффективность и преданность в выполнении своих ролей всегда сопровождается большим успехом в семейной, деловой и общественной жизни.

И все абсолютно наоборот, когда кто-то из членов семьи пытается исполнять чужие роли, отказывается выполнять свои функции, или слишком озабочен тем, как выполняют свои функции другие, играя роль строгого надзирателя.

Успех в исполнении своих функций зависит от того, насколько хорошо вы выполняете свою женскую роль в жизни и в семье в частности. Это должно заботить только вас. Не исключено, что у вас есть возможность нанимать помощников для организации домашнего быта, или попросить помогать вам в этом детей. Но в любом случае, ответственность за порядок в этой сфере лежит только на вас.

Овладев женскими навыками и умениями, вы сможете добиться еще больших успехов на семейном поприще. Для этого вы можете научиться готовить, вести домашнее хозяйство, обустраивать домашний быт так, чтобы в нем было комфортно. Обратите внимание на женскую бережливость и на воспитание детей. Посвятите себя полностью семье и приложите максимум усилий для достижения гармонии и благополучия в доме.

То, что вы поможете вашему мужу достичь успеха в исполнении его функции, станет и вашим успехов в создании благополучной семьи. В этом вам помогут знания трех мужских потребностей:

У мужчины должна быть возможность выполнять свои функции главы семьи, кормильца и защитника.

Мужчина должен ощущать эту потребность в своей семье.

Важно, чтобы мужчина имел превосходство над женщиной в этой области.

В современном обществе тенденция к тому, что эти исходные принципы все время нарушаются. Произошло вторжение женщины на территорию мужчины. В результате у нас в наличии поколение матерей, которые работают, конкурируют с мужчинами в продвижении по карьерной лестнице, в величине доходов.

В домашней обстановке тоже далеко не все спокойно. Женщина привыкла быть руководителем на работе, и то же самое пытается сделать дома, выполнять все по-своему. Женщина стала выполнять очень многие функции, мужские по определению, самостоятельно. Большая утрата для обоих в паре то, что женщина стала независимая, и это приводит к тому, что она перестала испытывать потребность в защите мужчине и его обеспечении.

Из-за того, что мужчина не чувствует потребностей в его мужских функциях, не ощущает надобности в себе, и потому не чувствует необходимость быть настоящим мужчиной. Для того, чтобы более соответствовать взятой на себя работы, женщина приобретает мужские особенности характера. Эта значит утрату женственности, присущего женского обаяния и женской нежности. Женщина становится подвержена стрессу, проявляется постоянная нервозность, когда она пытается взять на себя ответственность ту, которую обычно должен брать мужчина. Это провоцирует утрату столько важной и необходимой умиротворенности, которая нужна для создания счастливой семьи. Если женщина тратит много сил и времени на выполнение работы, предназначенной мужчинам, она откидывает от себя те важные функции, которые свойственны именно женщине. В результате от этого проигрывает вся семья.

Чтобы семья была успешной и счастливой, женщина обязана твердо помнить о том, что мужчина глава семьи, кормилец и защитник. Счастье мужа напрямую зависит от того, как он выполняет свою мужскую роль в семье, и чувствует ли вашу поддержку, свою нужность семье.

Оставьте мужчине возможность руководить семьей, выполнять мужскую работу в доме, обеспечивать всем необходимым вас и семью. Только крайняя необходимость может позволить вам зайти за границы ваших функций и исполнять мужские работы.

Не стоит ждать от мужчины совершенства в исполнении его мужской роли. Вы сделаете лучше и себе и мужчине, если не будете придираться по мелочам и вмешиваться в его деятельность. Если вы столкнулись с проблемами, а мужчина не пользуется своими мужскими функциями защитника, не стоит жаловаться. Будет лучше, если вы просто скажите, что у вас проблема, четко и ясно расскажите ему основную суть проблемы и какие могут быть последствия. Следующим шагом будет вопрос: «какие у тебя мысли по этому поводу? Что можно сделать в данной ситуации?». Тем самым вы дадите ему понять, что он глава семьи, передадите свою трудность вашему мужчине, и это будет хороший повод для мужчины почувствовать себя нужным. Изменения могут занять достаточно времени, поэтому рекомендуется вам набраться терпения в том случае, если мужчина не берется за решение вопроса даже после того, как вы ему все расскажите.

Начало изменений можно положить похвалами мужчины. Мужскую роль не так-то легко исполнять и скоро вы узнаете почему. Самой большой наградой для мужчины станет ваша похвала. Не жалейте слов благодарности. Эффект будет больше, чем когда мужчина получает награду за труд. И не забывайте постоянно и ответственно выполнять свои обязанности по обустройству домашнего очага.

Таким образом, вам удастся провести четкую границу между функциями мужчины и женщины, и поможете успешно вести мужские дела мужчине.

Если не определить четко мужские и женские роли, то это грозит смешением функций. И тогда мужчина начинает делать какую-то часть женской работы, а женщина – мужской. Все поправимо, если такое распределение ролей временное, но в случае, когда это происходит постоянно, то целостности семьи это наносит вред.

В воспитании детей нужно уделять внимание развитию природных свойств по половому определению, а для этого им нужно наблюдать в родителях достаточно четкие образы мужчины и женщины для собственного подражания. При исполнении своей женской роли, мама показывает свой нежный женский образ. Когда она выполняет свои женские дела с такой любовью и нежностью, которая может быть присуща только женщинам, когда она ходит в женственной одежде, нежно заботится о детях, выполняет свои домашние обязанности, то смотря на неё, дети формируют женский образ. Когда она при исполнении своих функций излучает удовлетворение своей жизнью и счастье, женщина помогает нарисовать своим детям благоприятную картину женственности.

Когда дети видят в отце сильного лидера, когда отец проявляет свои функции кормильца и защитника в действии, когда он с уверенность берет на себя ответственность, при этом получая удовольствие от происходящего, это формирует благоприятную почву для развития таких качеств в сыновьях и становятся примером для будущего мужа девушкам.

Девочки будут тянуться к женственному, а мальчики – к мужественному в том случае, когда в семье существует четкое наглядное отличие в образах мужчины и женщины.

Если в семье складывает не так, как определено природой, когда нет четких границ между распределением функций, то это может грозить серьезной проблемой. По статистике в домах, где обязанности мужчины и женщины были нечеткими, часто возникали случаи гомосексуальности. Дети в семьях с подобными устоями не могли получить конкретного представления о мужских и женских функциях, и у них не был формирован идеал для подражания.

Процесс воспитания научит детей многому тому, что им поможет успешно передвигаться по жизни, чтобы быть счастливыми. Однако, самому важному, чему дети могут научиться в семье – это мальчику стать мужественному, а девочке – женственной.

Воспитание ребенка без отца

С каждым годом количество матерей-одиночек катастрофически увеличивается и пугает своими цифрами. Пугают и цифры разводов, ведь их порой в два, а то и три раза больше чем количество браков в год. Но самым страшным фактом и в той и в другой ситуации остается лишь одно – ребенок воспитывается без отца. И поверьте, для него совершенно неважно был ли его папа вообще или ушел совсем недавно, факт, как говорится, остается фактом. Ломаются не только человеческие судьбы, но и судьбы детей, которых мы порой не замечаем, решая свои взрослые проблемы.

Ведь женщина, которая остается сама на руках с ребенком испытывает стресс и ощущает на себе возникновение массы новых проблем – материальных, жилищных и, безусловно, моральных. Но все это мелочи по сравнению с тем, что чувствует и ощущает ребенок. Если ребенок маленький, то возможно он сразу и не осознает всю остроту ситуации, а вот ребенок постарше испытывает реальный стресс и мало того, зачастую чувствует себя виноватым в сложившейся ситуации. По мнению детских психологов, ребенок, который растет в полной семье, черпает для себя из отношений родителей опыт и пример для дальнейшего построения своих отношений в его будущей семье. Такому ребенку проще адаптироваться в социуме. Для ребенка без отца, характерна замкнутость, абстрагированность и плохая адаптация в коллективе.

Воспитание ребенка без отца – очень сложная задача, прежде всего для мамы. Но при желании и наличии определенных знаний и навыков можно решить и эту проблему.

Если вы воспитываете сына, то ваша задача будет состоять в правильной корректировке объектов для подражания, которые возникают у вашего ребенка. Это могут быть киногерои, книжные герои, а возможно и реальные представители мужского пола из числа ваших ближайших родственников. Не нужно начинать активное «задаривание» ребенка. Тем самым подталкивать его к статусу жертвы или обиженного. Не нужно и бездумно баловать сына, а наоборот стараться привлекать его к любой работе, начиная от вбивания банального гвоздя до уборки квартиры, мытья посуды и других видов работ. При этом хвалить ребенка и постоянно давать ему понять, что он и есть самый главный мужчина в их семье и что без его помощи вам будет тяжело. Своим поведением мама должна как бы подталкивать ребенка к определенным действиям, а в частности к оказанию ей помощи, даже если у него не все получается с первого раза. Это потребует от вас огромного терпения и внимания. Когда ваш маленький сын поймет, что его помощь очень необходима и желанна для вас, он сам будет проявлять инициативу и получать от этого массу удовольствия. Ведь он начнет чувствовать себя мужчиной – надеждой и опорой для мамы и всей семьи. А впоследствии диагноз вырос «ребёнок без отца» вообще потеряет свою актуальность.

Если вы воспитываете дочь, то на первый взгляд кажется, что ситуация намного проще, ведь девочка всегда ближе к маме. Но тут и возникают первые проблемы.

Для девочки значение отца намного больше, чем даже для мальчика. Отец – это человек, который выполняет в жизни дочери роль самого важного наставника. Папа, это своего рода первый мужчина, который защитит, пожалеет и даст нужный совет и создаст у дочери чувство покоя и уверенности в себе. И соответственно уход или отсутствие отца может создать у девочки комплекс неполноценности или вызвать полную неприязнь ко всему мужскому полу в целом. Именно от этих факторов и нужно уберечь свою дочь. Для начала необходимо постоянно говорить дочери, что все мужчины разные и вовсе не плохие, и то, что случилось с ними, абсолютно не означает, что в этом есть их вина – ее и мамы, просто жизнь взрослых достаточно сложная вещь и порой складывается по-разному вне зависимости от обстоятельств.

Воспитание ребенка извечная проблема, но все же она требует внимания и полной самоотдачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Активный мальчик — это нормально, для девочки — патология»

 

Девочка и мальчик в школе — это всегда стереотип и определенные ожидания. Активная девочка троллила одноклассника, обзывая его чокнутым за то, что он ел суп вилкой. Мальчик терпел-терпел, а потом надел девочке тарелку супа на голову. Фразы «ты же мальчик» и «она же девочка» произнесли несчетное количество раз — учительница, завуч, психолог, родители. Вывод, который внушают взрослые: «Девочек бить нельзя, даже если девочки нападают сами». Вывод, который делает мальчик: «Все девчонки — дуры и ябеды».

Мой сын-второклассник был подчеркнуто вежлив в общении с учительницей, и та пригласила меня для беседы. «Знаете, ваш сын надо мной издевается! Постоянно говорит: спасибо, пожалуйста, простите…» Честное слово, точно так и сказала. Вежливой может быть девочка, а если вежлив мальчишка, то он просто глумится.

Девочка-первоклассница бегает по коридору, качается на стуле, выкрикивает с места. Учительница уже после первых двух месяцев обучения собирает комиссию, которая предлагает матери обследовать девочку у психиатра. По общему мнению, нормальные девочки так себя не ведут. В классе есть и другое не менее резвое дитя — мужского пола; его учительница по всем правилам педагогической науки сажает за первую парту и посреди урока разумно дает ему какие-нибудь поручения — сбегать, например, намочить тряпку или раздать тетради. По ее мнению, для мальчика этот уровень активности — нормален, а для девочки — патология.

К старшим классам стереотипы меняются, приближаясь ко взрослым банальностям. Одна из самых опасных — отождествление мальчиков с техническими профессиями

Ладно еще, если мальчик очевидно «не технарь». А если не очевидно? Если у него в целом недурно получается — а что без огня и без особой мотивации, так это он просто своего счастья не понимает. Явная дискриминация девочек случается реже, но иногда бывает и совсем вопиющей. Дочь знакомой, старшеклассница, регулярно жалуется: преподаватель информатики — настоящий женоненавистник. Он постоянно шутит, что девочки тупы, а женщина-программист — как морская свинка: и не морская, и не свинка. От него можно услышать оборот вроде: «Женщина, уберите руки с клавиатуры» или предложение выставить всем девочкам автоматом тройки — мол, разве кому-то из вас нужно больше? К хорошо учащимся девочкам он относится с презрительной иронией и все равно придирается. Информатику можно выучить и самостоятельно, но кто измерит, какой вред он наносит, какая «фигура власти» может сформироваться внутри у иной из его впечатлительных учениц.

Мир и война

На самом деле противопоставление мальчиков девочкам — частный случай школьного противопоставления вообще. Массовая школа любит противопоставлять и замечать в людях (в частности, учениках) различия, а не общее или взаимодополняющее. Сплошь и рядом учителя, а вслед за ними и сами дети, делят класс на способных и неспособных, агнцев и козлищ, математиков и гуманитариев, русских и нерусских. Мальчики и девочки — лишь еще один из критериев деления.

Между тем современная мировая тенденция — не делить, а объединять, вовлекать в общий круг. Насколько школа в этом смысле адаптивна и адекватна — хорошо заметно на уроках физкультуры и технологии. В хорошей школе урок труда проводится — так это называется — «для неделимых классов»: полгода все дети учатся мастерить, сверлить дрелью и чинить проводку, а полгода готовить и вести хозяйство.

В школе, где процветает разделение, мальчикам всегда вручают конструктор, а девочкам — бисер

Другая лакмусовая бумажка — физкультура. Физическое развитие действительно имеет больше отношения к половым особенностям. Именно поэтому на физкультуре хорошо заметно, насколько здоровый сформировался «гендерный климат» в классе. Смешанные команды «мальчики против девочек» или и вовсе — отдельные занятия в разных углах зала, а то и в разное время. В одной школе физкультурник весь урок гоняет с мальчишками в футбол, а девочкам включает музыку, чтобы они могли потанцевать (а те делают под нее физику и алгебру). Разное отношение бывает и к потребностям детей, например, к месячным у девочек, к «неспортивным» детям обоих полов. Все эти тонкости имеют огромное значение.

Во многом гендерное воспитание определяет — будет ли стеснительный парень прогуливать физкультуру, придет ли на занятия полная девочка или сделает себе медотвод, чтоб не засмеяли

Бывают попытки неуместного гендерного воспитания и на других уроках. Вот учительница литературы частенько задает девушкам и парням отдельные домашние задания, связанные с идентификацией с тем или иным героем или героиней русской классики. Ей не приходит в голову, что переживания Печорина, например, могут быть близки и девочке, а парню совершенно нелишне лучше понимать, что чувствовала Татьяна, когда вошла в кабинет Онегина и, так сказать, «заочно» познакомилась с ним.

Для девочек на дни рождения были закуплены книги о хороших манерах, мальчикам — о боях за Ленинград. Когда один из мальчиков заболел на свой день рождения, нашлась девочка, которая соврала, что родилась в декабре, а дата рождения в журнале записана по ошибке. Так, ей достался разгром танковой армии фон Лееба. Обман каким-то образом вскрылся и девочку обязали отдать книгу заболевшему мальчику.

Про учителя информатики мы уже упоминали — там случай на редкость дикий, но на самом деле подобное отношение несут в школу многие учителя, особенно с большим педагогическим стажем.

В 1943–1954 годах (тоже — сверхконсервативные времена) мальчики и девочки в крупных городах учились раздельно, и, по воспоминаниям очевидцев, атмосфера в этих однополых заведениях была не самая здоровая. Потом школы слили вместе, и дети долго привыкали к совместному обучению.

 

 

 

 

 

С чего начинается гендерное воспитание

ЦЕЛИ:

– познакомить детей с мужскими и женскими половыми ролями;
– объяснить младшим школьникам, что не всем можно подражать, что у кумиров тоже есть качества, которые не стоит перенимать;
– научить мальчиков и девочек сотрудничать;
– объяснить, что не стыдно дружить с детьми другого пола;
– формировать взаимное уважение мальчиков и девочек;
– учить мальчиков защищать девочек, не обижать их;
– объяснить, что значит мужественность и женственность;
– объяснить значение мужчины и женщины в семье.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально – биологических, либо биосоциальных закономерностей.

Воспитание и развитие мальчиков настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.

Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово “гендер”.

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) – обозначает «социальный пол», т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения.

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

  • в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
  • организации внимания;
  • в формах активации эмоций;
  • в мотивации деятельности и оценки достижений;
  • в поведении.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

 

 

 

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

  • быстрее схватывают новый материал;
  • легче усваивают алгоритмы и правила;
  • любят задания на повторение;
  • чаще используют ближнее зрение;
  • воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее;
  • лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
  • новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка .

Мальчики:

  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
  • лучше выполняют задания на сообразительность;
  • не терпят однообразия;
  • лучше выполняют задания при ярком свете;
  • новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.

А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек?

Опрос родителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, не сдержаны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Учителя начальных классов должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков, но им трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что педагог долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от нее, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т. к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: “ты плохой”, — то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно — чем же вы недовольны.

Мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.

Общей целью воспитания является создание условий для само актуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря отдыха, прогулки на природу и чаепития. Да много ещё чего есть увлекательного для школьников-малышей.

Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики, перенесшие травмы детства»: ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.

Другой аспект деятельности педагога начальных классов в решение задач поло ролевого воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу.

Истинные мужественность и женственность воспитываются. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем. Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством поло ролевого воспитания.

Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи, музыке), умение с их помощью решать педагогические задачи, умело проведенные этические беседы – вот в чем задача учителя. Вот некоторые темы для обсуждения с детьми:

  • Что такое семья? Что такое общество? Место семьи в обществе. Разные поколения в семье.
  • Взаимопомощь в семье. Обязанности родителей (продолжение рода, воспитание детей).
  • Периоды в жизни человека (до рождения, грудной период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), их основные особенности.
  • Мужские и женские роли в семье и в обществе, основные различия между мужчиной и женщинами, лежащие в основе разделения ролей. Как лучше организовать взаимодействие членов семьи в домашних делах.
  • Мальчики и девочки должны лучше знать друг друга. Значение дружбы между ними.
  • Особенности мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Различия и сходство между ними. Их положительные качества. Необходимость ценить и учитывать эти качества.
  • В чем состоит истинная сила и слабость человека. Значение духовной и физической силы. Проявления жестокости – признак внутренней слабости человека.
  • Продолжение рода в животном мире. Понятие о наследственности.

На уроках окружающего мира проводятся уроки на темы: «Строение мальчика и девочки»; «Рождение ребенка» и т.д.

Цель: знакомство со строением мужчины и женщины и их физиологическим развитием.

На уроках литературного чтения можно прочитать такие рассказы:

  • К.Д. Ушинский “Сила не право”, Сказка “Два брата”, Е. Пермяк “Для чего нужны руки”,
  • В.Осеева “Сыновья”, В.Бороздин “Тренировки”, Н.Найдёнова “Мама”, С.Маршак “Усатый — полосатый”, С. Михалков “Важные дела”.

Также можно включать мальчиков и девочек в совместную работу на уроках, внеклассных мероприятиях.

  • Цели: сплочение класса. Формирование положительного отношения к противоположному полу.
  • Поздравление мальчиков. Подготовка к празднику 23 февраля.
  • Поздравление девочек. Подготовка к празднику 8 Марта.
  • Праздник «Иван да Марья».

Большую помощь в гендерном воспитании детей оказывает работа с родителями. Можно приглашать на собрании школьного врача и психолога.

Примерные лекции для родителей

  • Психосексуальное развитие ребенка от 0 до 7 лет. Возрастные особенности младшего школьника.
  • Основные этапы психосексуального развития. Пол ребенка: родительские ожидания и предпочтения. Родительское поведение. Половые различия в поведении, сексуальное поведение. ?Развитие половой сферы младшего школьника, пол и характер. Дружба и любовь. Психогигиена пола.
  • Роль семьи в психосексуальном развитии детей. Ребенок и окружающие его люди: взаимоотношения со сверстниками вне семьи; взаимоотношение братьев и сестер; взаимоотношения с взрослыми в семье.
  • Усвоение ребенком образцов супружеского поведения в своей семье.

Анкета для родителей

В анкете вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость родителей о проблемах психосексуального воспитания и поло ролевого развития ребёнка в семье.

  • Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?
  • Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?
  • К кому больше привязан ребёнок?
  • Важно ли уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?
  • Способны ли вы ответить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик?
  • Читаете ли вы с ребёнком литературу, касающуюся вопросов психосексуального воспитания?
  • Рассказываете ли вы своему ребёнку, как он появился на свет?
  • Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика?
  • Как вы реагируете на вопрос ребёнка о телесном различии полов?

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
  • Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Таким образом в школе гендерное образование в первую очередь должно быть направлено на преодоление гендерных стереотипов. Мужчина и женщина – это не две противоположности. Это всего лишь два разных пола, но одного рода – люди. И поэтому это должно не мешать, а наоборот способствовать развитию каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

Список литературы:

  1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Бужигеева. М.Ю. «Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения» Педагогика. №8. 2002
  3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
  4. Н. Ерофеева. «В классе мальчики и девочки…Как их учить?» Народное образование.№2 2001
  5. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
  6. Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 1997.
  7. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.– 2003. – с.44–52.
  8. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
  9. Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.